Робототехника
Это не фантастика – это реальность!
Языки программирования
Запрограммируй свой успех!
Компьютерный дизайн
Сделай мир ярче!
Основы электроники и электротехники
Принципиальная схема твоего успеха!
Экономика
Сэкономь время, начни изучать экономику уже сегодня!
 
 
Абитуриентам
Ученикам
Учителям
Родителям
10.10.2013

Советы психолога

Психологическая поддержка ребенка. Рекомендации для родителей.


При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование в своих действиях и склонен к различным проступкам и апатии.


Психологическая поддержка – это процесс:

  • в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок;
  • который поддерживает ребенка при его неудачах.


Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям необходимо изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ними. Не следует обращать внимание на его ошибки и плохое поведение, а нужно сосредоточиться на положительных сторонах его характера и поощрять его хорошие поступки.


Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально или не вербально необходимо сообщать ему, что верят в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.


Завышенные требования родителей к ребенку могут создать ситуацию неуспеха в его жизни. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в школе «самым способным», то они ожидают от него того же и в лицее, но следует сделать снисхождение и учесть процесс его адаптации к новому учреждению и коллективу.


Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются

  • гиперопека,
  • создание зависимости ребенка от взрослого,
  • навязывание нереальных стандартов,
  • стимулирование соперничества со сверстниками.

Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.


Подлинная поддержка взрослым ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен говорить, что «хоть я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Важно, чтобы взрослый научился понимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражение и т. п.
Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера родителей и педагогов в него. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем связанные с ним проблемы.
Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Такой акцент на прошлом может породить у него ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».


Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  • забыть о прошлых ошибках ребенка;
  • помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способности достичь успеха;
  • помнить о прошлых неудачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:


1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания его промахов.
3. Показывать, что вы удовлетворены им.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Внести юмор во взаимоотношения с ним.
6. Знать обо всех попытках справиться с заданием.
7. Уметь взаимодействовать с ребенком.
8. Принимать его индивидуальность.
9. Проявлять веру в ребенка, эмпатию.
10. Демонстрировать оптимизм.


Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Например, слова поддержки:

  • Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
  • Слова, которые могут привести к разочарованию:
  • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою «нужность», это залог его будущего жизненного успеха.

 

7 советов, которые помогут не превратить выпускной класс в катастрофу

Последний год перед поступлением в вуз — пожалуй, самое тяжёлое время для школьников и всей их семьи. Тревога по поводу выпускных экзаменов, страх не пройти по конкурсу в институт, подготовительные курсы и репетиторы, вечный недосып, конфликты… Что сделать, чтобы выпускной год не превратился в кошмар для детей и родителей, рассказывает психолог Яна Филимонова.

1. Не нагнетайте
Родительское стремление мотивировать подростка к поступлению в хороший вуз очень понятно. Но в некоторых семьях эта благая идея доходит до крайностей: старшие члены семьи начинают приравнивать провал экзаменов к катастрофе и внушают то же ощущение подростку.

Многие родители почему-то считают, что дочь или сына мало заботят результаты ЕГЭ и проходной балл: «Ну мой-то не станет так переживать из-за института, у него ветер в голове». Но если бы они могли послушать разговоры подростков между собой, то узнали бы, что те переживают из-за возможной неудачи на экзаменах намного больше, чем взрослые могут представить. Просто присущее тинейджерам чувство противоречия не позволяет признаться в этом родителям. Более того, подталкивает препираться и делать вид, что на учебные проблемы им наплевать. Но это не так.

Подростки переживают из-за экзаменов, страдают от прессинга, который обрушивается на них дома и в школе. Они волнуются, как будут выглядеть в глазах более успешных одноклассников, если провалятся при поступлении. Делу это скорее вредит: если средний уровень беспокойства о проблеме подталкивает человека к активным действиям, то зашкаливающий уровень тревоги скорее приводит к апатии и желанию всё бросить.

2. Вместе определите приоритеты
Когда времени мало и ресурсы ограничены, стоит бросить силы на основные задачи и не переживать из-за остального. Идеальный аттестат действительно так важен? Была ли в вашей взрослой жизни ситуация, когда кто-то туда заглядывал? Если ваши сын или дочь не идут на медаль и собираются, допустим, на филфак или в медицинский, то тройка в году по алгебре не будет играть никакой роли. Основная задача — получить аттестат и пройти вступительный конкурс в вуз. Остальное сейчас вторично. Возможно, стоит подумать об отмене всех дополнительных занятий, которые не связаны с поступлением.

3. Следите за сном ребёнка
По статистике, современные дети начинают серьёзно недосыпать уже с десяти лет. Критическим недосып становится именно к старшим классам. Золотая или серебряная медаль и поступление в институт — это важно. Но разве не важнее здоровье (и физическое, и психическое) вашего ребёнка?

Как ни страшно говорить об этом, но среди всех возрастных групп именно тинейджеры стоят на первом месте по склонности к суициду.

Подростковый недосып и стресс, в том числе связанный с учёбой и предстоящими отборочными испытаниями, играет немалую роль в развитии депрессии и суицидальных настроений. Не говоря уже о том, что он снижает уровень умственных способностей, ухудшает память и концентрацию. В идеале подростки 15-17 лет должны спать не меньше восьми-девяти часов в сутки. Это значит, что ребёнок, который встаёт в 7.30 утра, должен засыпать (не ложиться, а именно засыпать) примерно в 11 вечера.

Помогите дочери или сыну организовать режим так, чтобы минимизировать недосып. Скорее всего, это потребует не одного разговора и, возможно, компромиссов с обеих сторон: например, разрешения «легально» играть в любимую компьютерную игру днём. Чаще всего старшеклассники склонны полуночничать именно потому, что в это время их меньше контролируют уставшие родители: наконец-то появляется возможность заняться тем, что хочется, а не тем, что надо. Отсюда логически вытекает следующий совет.

4. Давайте время на отдых и развлечения
Целый год без кино, прогулок, компьютерных игр и встреч с друзьями — это слишком сурово. А главное, не добавит ни энергии, ни целеустремлённости: без нормального отдыха эффективность труда неизбежно будет снижаться. Даже у взрослых, которые не дают себе расслабиться в выходные и проводят сутки на работе, очень быстро наступает выгорание. Что уж говорить о тинейджерах, для которых общение со сверстниками и статус в компании в силу возрастных особенностей становятся крайне важными?

Сколько свободного времени должно быть у ребёнка?

Если вы считаете, что дочь или сын слишком легкомысленно относится к поступлению, обсудите с ними какие-то рамки: «Давай договоримся. Ты исправно ходишь на подготовительные курсы и занимаешься с репетиторами, но вторая половина воскресенья — для отдыха и общения с друзьями. При условии, что все задания будут сделаны в оставшееся время и не в ущерб сну».

5. Создавайте доброжелательную атмосферу дома
Понятно, что она никогда не повредит. Но в стрессовой ситуации — а выпускной класс, несомненно, из таких — особенно важно ощущение тыла и защищённости. Постарайтесь хотя бы раз в неделю собираться всей семьёй и делать что-то приятное: неважно, будет это совместный выход в кино, проездка в парк аттракционов или просто вкусный обед с любимыми блюдами. И на эти час-два наложите табу на разговоры о проблемах.

6. Продумайте запасные варианты
Иногда ни детям, ни родителям не хочется думать о том, что будет в случае провала в институт. Особенно если специальность и вуз выбраны давно, и подросток мечтает поступить именно туда. Но продумывание «отходных путей» снижает нервное напряжение и исключает вероятность действительно полного провала, когда вуз был выбран один и поступить в него не удалось. Обговорите с подростком, что можно предпринять, если он всё же не пройдёт по конкурсу: платное отделение, «запасной» менее приоритетный вуз или, может быть, есть возможность подождать год ради поступления в институт мечты?

7. Поддерживайте!
У тинейджеров хрупкая самооценка, в том числе это касается и успешности в учёбе. А для успешной сдачи экзаменов нужны не только знания, но и вера в свои способности, осознание того, что поступление — в принципе выполнимая задача. Поэтому отмечайте сильные стороны сына или дочери: хорошая память, умение сосредотачиваться, математический интеллект, логика, умение обобщать. Знание, на какие ресурсы можно опереться, действительно помогает эффективнее решать задачи и писать тесты.

Профильный ресурсный центр

Электронный дневник

Фонд развития лицея

Дистанционное обучение

Телестудия ВТЛ

Волонтерский отряд "Крылья"

Инновационная площадка

Анкета Гостя

Юбилей 25 лет!

Календарь

« Апрель 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
 
   
 
 
 
 

Контакты:

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение "Вятский технический лицей"

Адрес лицея: 610014, г. Киров, ул. Ивана Попова, 37
тел.: 56-39-00 - Долгих Татьяна Викторовна (директор)
тел.: 56-39-66 - учительская
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 
 
Яндекс.Метрика